1. Как я учился в школе и готовился к поступлению в ВУЗ

Мой начальный интерес к точным наукам был скорее, скажем так, прикладным.

Химией я интересовался с целью сделать какое-нибудь взрывчатое вещество.

Физикой – потому что хотел сделать лазер. Кроме того мой отец привил мне интерес к занятиям радиотехникой.

Точные науки давались довольно легко. Уже в 9-м классе математика, физика и химия мне казались самыми простыми предметами школьной программы.

Да и сейчас я частенько приговариваю: «Что может быть проще школьной математики? – Только школьная физика!»

Я жил в небольшом оборонном городе на Урале с населением порядка 50 тысяч человек, на которых приходилось 8 школ. В старших классах на всех олимпиадах по математике, физике, химии и вдобавок биологии у меня были первые места. С областными олимпиадами было немного хуже. В 10-м классе (тогда учились 10 лет) я занял третьи места в олимпиадах Свердловской  области по физике и математике.

После чего мне были присланы приглашения из Уральского государственного университета и Уральского политехнического института с предложениями поступать к ним на льготных условиях, со сдачей всего одного вступительного экзамена (обычно надо было сдавать 4 экзамена).

Однако я был тогда настроен на физтех (МФТИ). Тем более что я два года учился в ЗФТШ (Заочная физико-техническая школа при МФТИ). Эта школа существует и сейчас. 

Школьная программа (особенно в старших классах и особенно по физике) казалась слишком простой. Из-за нехватки времени я даже договорился с учительницей по физике, что не буду делать домашние задания, пообещав, что если она захочет меня проверить на уроке, я сделаю у доски сходу любую задачу и отвечу на любой вопрос. Она мне поверила.

Другое дело – программа в ЗФТШ. Там задания были совсем другого уровня. Особенно сложная была там математика. Причем помощи ждать было не от кого. Репетиторов, к сожалению, в нашем городке не было. Школьные учителя по математике рады бы были помочь, но не могли, только разводили руками, глядя на такие задачи. Поэтому приходилось разбираться самому. Точнее на пару с другом, который тоже там учился.

Можно сказать, что первые шаги в области репетиторства были сделаны тогда, во время учебы в школе. Я объяснял одноклассникам решение задач. А тем, кто никак не понимал, просто давал списать. Если проводились какие-то важные контрольные работы по математике на несколько вариантов, я в течение урока делал все варианты и раздавал их желающим. То же самое я сделал на выпускном экзамене по математике (тогда ЕГЭ и в помине не было, а сам экзамен был легкий).

Учеба в ЗФТШ плюс упорство (иногда я засиживался до часа ночи с их задачами) помогли мне выйти на качественно новый уровень.

Все школы я закончил на одни пятерки. Но в физтех я не пошел, решив в последний момент поступать в МГУ на физический факультет.

Тогда надо было сдавать 4 экзамена: математика письменно (5 заданий), математика устно, физика и русский язык (сочинение).

Поступил я без особых проблем. (А друг мой поступил в МФТИ.)

Очень хорошо запомнился устный экзамен по математике. Принимал его у меня Сергей Борисович Кадомцев. Он же потом вел у нас математику с 1-го по 3-й курсы.
Сейчас он довольно известная личность. Является соавтором школьных учебников по геометрии 7-9 и 10-11.

Даже помню одну из задач, которую он мне задал, и которую я не смог тогда почему-то решить. За что и получил четверку на этом экзамене.
Задача была относительно несложная:
Дан некий отрезок. Используя циркуль и линейку (без делений) плюс некий единичный отрезок (в качестве эталона длины) надо построить отрезок, длина которого равна квадрату длины данного отрезка.

Подумайте, а вы смогли бы решить такую задачу? Знаний по геометрии за восьмой класс вполне достаточно для этого.

  2. Учеба в МГУ

Учиться в универе было в целом тоже несложно. Сложной была только математика.  Экзаменов за время учебы пришлось сдать очень много.

Основное правило, которое я тогда выработал для себя, заключалось в следующем: волноваться можно перед экзаменом, а вот на экзамене волноваться и нервничать нельзя ни в коем случае.
Многие выпускники слишком переживают во время сдачи ЕГЭ, что плохо сдадут его. Так переживают, что забывают все напрочь. И в итоге действительно сдают хуже, чем могли бы. Как говорится, чего боялись, то и получили.
Поэтому всем школьникам и студентам мой настоятельный совет: во время сдачи экзамена ничего не бояться, вести себя уверенно и хладнокровно. Только тогда вы сможете показать тот результат, к которому готовились.

Самым сложным и запомнившимся экзаменом в то время был экзамен по электродинамике. Это было весной, теперь даже точно не помню, в конце 3-го или 4-го курса. Дело в том, что принимать экзамен пришел очень «суровый» преподаватель. О нем ходила дурная слава: попав к нему, мало кому из студентов удавалось избежать пересдачи. То есть попросту ставил двойки направо и налево.
Так вот, в аудитории у нас помимо нашего преподавателя, который вел семинары, был еще этот товарищ. Зрелище было любопытное: как только этот строгий преподаватель «выбирал себе жертву» и подсаживался к ней, поднимался лес поднятых рук: все хотели избежать несчастной участи и сдать своему преподавателю. И наоборот, как только он отходил от студента и спрашивал, кто готов, все опускали головы. Но время шло. Дважды строгий товарищ предлагал мне отвечать, но я просил подождать, мол, еще не успел подготовиться. Прошло уже более двух часов с начала экзамена. Наши ряды «таяли», один за другим студенты выходили с понурыми головами.
С третьей «попытки» он меня «взял». Теорию не спрашивал (насколько помню, у меня была «краеугольная» тема всей электродинамики – уравнения Максвелла), а стал сразу заваливать задачами. Делал я их и отвечал на вопросы еще часа два. Причем все это время преподаватель не показывал никаких эмоций, и по его поведению невозможно было понять, правильно я отвечаю или нет. Одно было ясно, что двойки не будет. «Выносил» он обычно за 10-15 минут. Когда он спросил меня, устроит ли меня оценка «хорошо» или еще порешаем несколько задач «на пятерку», я согласился на четверку. 

С экзамена я вышел около двух часов дня, то есть почти через пять часов с его начала. Но, тем не менее, я оказался одним из трех человек, кому он поставил хорошую оценку.

К чему это я рассказываю? Все к тому же. На экзамене надо стараться делать по максимуму и ни в коем случае не отчаиваться. Если увидел незнакомую задачу и решил сразу: «ну за это даже браться не буду, все равно ни за что не решу» – это неправильно. Так делать не надо. Делать надо так: брать задачу и решать. И помнить, нерешаемых  задач вам не предложат.
Все задания, что даются на ЕГЭ по математике и физике, имеют, как правило, кроткое решение.

© 2019-2020 Онлайн курсы ЕГЭ «ФМ Класс»

Тел.:         +7 (495) 225-58-04

 

                 +7 (916) 589-03-67

            +7 (916) 589-03-67

e-mail:        info@fizmat-klass.ru

ИП Кутузов Олег Анатольевич

ОГРНИП 318500700014933

ИНН 504601047237